О регионе



    • Архангельская область просто огромна, если идти пешком с юга ее на север, то займет этот путь почти три недели. Здесь есть все: леса, реки, озера, тундра и скалистые арктические острова. Поэтому, если вы отправляетесь к нам в путешествие, внимательно прочитайте наши полезные советы:
    • Без мобильной связи и интернета многие чувствуют себя не комфортно. Поэтому помните, что во многих местах этой связи вообще нет или работают только один-два оператора. В крупных городах присутствуют все виды связи. В каждой деревне есть телефонный автомат, по которому вы можете позвонить, купив предварительно карточку «Ростелеком» (экстренные службы бесплатно). На территории Кенозерского национального парка работает только «Мегафон», на Соловках – «МТС» и «Мегафон».…!
    • Банкоматы есть только в крупных населенных пунктах, если вы путешествуете по малонаселенным местам, то рекомендуем иметь всегда наличные деньги.
    • Северное лето переменчиво, особенно это хорошо проявляется в районах близких к Белому и Баренцеву морям. Позаботьтесь о теплой одежде, дождевиках и резиновых сапогах. Погода за день может поменяться несколько раз: утром вы будете ходить в теплом свитере, а днем загорать и купаться. На Севере это реально.
    • В июне и июле довольно много мошки и комаров. Обязательно запаситесь репеллентами.
    • На значительной части области встречаются клещи. В мае и июне проходит активная стадия их развития, поэтому есть риск укусов. Запаситесь средствами защиты. Если планируете много путешествовать по лесам, ходить по высокой траве – рекомендуем взять с собой лесной костюм. Рекомендуемая одежда: рубашка или куртка с длинным рукавом, плотно прилегающим к запястьям, и брюки, заправленные в высокие сапоги, гольфы или носки с плотной резинкой, чтобы клещ не заполз под одежду. Лучше, чтобы одежда была светлой и однотонной. Необходим головной убор или капюшон. Через каждые полчаса необходимо проводить осмотр, есть ли клещи на одежде. Помните, что наиболее эффективное средство от клещевых инфекций – вакцинация.
    • На территории области много монастырей и храмов. При посещении их необходимо соблюдать церковный этикет: мужчины снимают головные уборы, женщины покрывают голову (если нет платка, можно взять капюшон или шапку), не рекомендуется входить в храм в шортах или юбках.
    • Многие экскурсии проходят на кораблях и лодках (Соловецкие острова, национальные парки «Русская Арктика» и «Онежское Поморье», экскурсии по Северной Двине и островам в Белом море), если вас укачивает, то возьмите с собой средства от морской болезни.
    • Зимой возьмите с собой дополнительный набор теплой одежды, в Архангельской области много активных видов отдыха, распространено катание на «ватрушках», сноуборде, горных лыжах, сноукайтинг, прогулки на снегоходах, поэтому лишняя одежда точно не помешает.
  • Архангельская область является своеобразным хранилищем древнерусской культуры и глубочайших традиций духовной жизни поморов.

    Есть основания полагать, что первые насельники Севера — первобытные охотники и рыболовы появились здесь еще 14 тыс. лет назад. Свидетельство тому — более 800 памятников археологии от эпохи палеолита до средних веков, материальные свидетельства, оставшиеся от поселений таинственных и легендарных племен «чуди» и «лопи» на Ваге, Пинеге, Мезени, озере Лаче.

    В эпоху викингов земли, в настоящее время входящие (полностью или частично) в состав территории области, были известны в Скандинавии как Бьярмаланд (точное расположение Бьярмаланда является предметом дискуссий).

    В VIII веке на Севере появились ранние группы славян из ростово-суздальских и новгородских земель. Они принесли сюда культуру земледелия, письменность, христианство. Здесь славяне-земледельцы стали мореходами и проложили маршруты в Скандинавию и Сибирские земли, здесь сформировалась самобытная культура поморов, именно здесь суждено было родиться российскому флоту и взвиться знаменитому «триколору». В XII веке она вошла в состав Новгородской земли.

    Во второй половине XV века новгородские земли вошли в состав Московского государства. В 1584 году на мысе Пур-Наволок был основан Архангельск, который до конца XVII века оставался главным портом Московского государства. На его долю приходилось примерно 80 % внешнеторгового оборота страны, отсюда экспортировались хлеб, пенька, лес, смола, меха и другие товары. Значение Архангельска выросло во времена правления Петра I, который здесь организовал морское судостроение.
    Вид на город Архангельск с Северной Двины в 1900 г.

    «Беломорский Север был сказочно богат в начале XVI и в XVII веках, когда образовался Архангельск и когда он шел к своей самостоятельности. Еще были почти нетронутыми леса, еще были не изведаны недра, а богатства рек и морей, казалось, останутся такими на протяжении многих веков.»

    В. Киприянов «История Архангельска» — том I: Архангельск, 1995

    В начале XVIII века, нынешняя территория области вошла в состав огромной Архангелогородской губернии, а затем до 1784 года в Вологодское наместничество, тогда было выделено Архангельское наместничество, преобразованное в 1796 году в Архангельскую губернию.

    Долгое время в крае развивалась лишь лесозаготовительная и лесопильная промышленность, имеющая главным образом экспортный характер, и слабый зверобойный и рыболовный промысел.

    До конца 1920-х большая часть территории нынешней области входила в состав Архангельской губернии, а в годы Гражданской войны (1918–1920) Архангельск был ещё и центром, так называемой Северной области. 2 августа 1918 года Архангельск был захвачен интервентами и белогвардейцами. Было вывезено оборудование морского порта и ряда промышленных предприятий.

    14 января 1929 года Архангельская, Вологодская и Северо-Двинская губернии были упразднены и образовали Северный край. 15 июля 1929 года в Северном крае был образован Ненецкий национальный округ (сейчас Ненецкий автономный округ). Северный край после выделения Коми АССР был преобразован в Северную область, впоследствии упразднённую и разделённую на Архангельскую и Вологодскую области.

    Совершенно особое место в освоении края принадлежит православным подвижникам и монастырям. Уже в XII–XV вв. здесь появились первые обители, а к XVII веку в регионе действовали более 60 монастырей, которые стали культурными центрами и надежной защитой северных рубежей российского государства. Монастыри активно использовали новейшие достижения инженерной мысли, способствовали развитию древнерусского искусства. В монастырских мастерских трудились сотни талантливых иконописцев, золотошвеек, переписчиков книг, ювелиров, кузнецов.
    Вид на город Архангельск с Северной Двины в 1900 г.

    «Событием, покрывшим монастырь неувядающей военной славой, была неожиданная, весьма интенсивная и продолжительная, но совершенно безрезультатная бомбардировка монастыря англичанами во время Крымской войны. Военные корабли ушли, лишь слегка повредив отдельные здания. Это событие резко повысило авторитет монастыря среди верующих. Значительно увеличивается количество паломников и почётных гостей, в числе которых был Шарль Морис де Талейран, министр иностранных дел Франции.»

    Murzim.Ru

    В XVIII веке с перемещением центра внешнеэкономической активности России на Балтику, темпы социально-экономического развития Архангельского Севера начали снижаться, но, превращаясь в российскую провинцию, регион сохранил самобытный колорит, традиции и уникальное историко-культурное наследие севернороссов.

    Сотни тысяч туристов ежегодно приезжают в Архангельскую область. Их привлекают величественная красота Соловецкого архипелага, гранитная седина Кий-острова, карстовые пещеры Пинежья, архитектурные ансамбли Каргополя и Сольвычегодска, сакральная культура Кенозерья, уникальные памятники русского деревянного зодчества.
  • Поморы — отличительное самоназвание (этноним) коренной этнической общности европейского Севера России (Поморья). Этноним «поморы» возник не позднее XII века на юго-западном (Поморском) берегу Белого моря, и в течении XIV–XVI вв. распространился далеко на юг и восток от места своего возникновения.
    Вид на город Архангельск с Северной Двины в 1900 г.

    В «материалах для подробного описания Архангельской губернии» отмечается крепкое телосложение и статность поморов. По наблюдениям авторов, они «имеют большей частью русые волосы, твердую поступь, широкую и выдающуюся грудь, хорошо сложенные мускулистые руки и ноги».

    «Помор» это волевой мужчина, рыбак, сильный, статный, крепкого телосложения...»

    ORTIS.ucoz.ru

    Этногенез поморов был обусловлен слиянием культур протопоморских, преимущественно угро-финских (чудских) племен Беломорья и первых древнерусских колонистов, активно заселявших территории Заволочья.
    Вид на город Архангельск с Северной Двины в 1900 г.

    «Море наше поле», говаривали поморы. На лов рыбы и за морским зверем местные жители на самодельных судах ходили на Мурман, Новую землю, достигали берегов Норвегии, останавливались на островах в Белом, Баренцевом и Карском морях. Тем самым поморы сыграли особую роль в освоении северных морских путей и развитии судостроения. «Вечными мореходами» метко окрестил их известный русский адмирал Литке.

    XReferat.ru

    В XII–XV вв. Поморье было колонией Великого Новгорода. В XV–XVII вв. Поморьем назывался обширный экономический и административный район по берегам Белого моря, Онежского озера и по рр. Онега, Северная Двина, Мезень, Пинега, Печора, Кама и Вятка, вплоть до Урала. К началу XVI в. Поморье присоединилось к Москве. В XVII веке в 22 уездах Поморья основную массу населения составляли свободные «черносошные» крестьяне.
    Вид на город Архангельск с Северной Двины в 1900 г.

    Поморское жилье нельзя назвать избою: это действительно дом, и дом почти всегда двухэтажный.

    HNH.ru

    В XIX веке Поморье стали также называть Русским Севером, европейским севером России и т. д. Впоследствии термин Поморье стал размываться, этноним «поморы» стал вытесняться обезличенным термином «северяне», однако, несмотря на активные процессы ассимиляции поморов в великорусском этносе (этноним великороссы возник в XIX веке), поморы сохранили свое этническое (национальное) самосознание до наших дней. Этот факт, в частности, подтверждают данные всероссийской переписи населения 2002 года, где поморы указывали свою этническую принадлежность в графе «национальность» (реестровый код переписи № 208 «национальность — помор»). Признаками этнической общности поморов являются: этническое (национальное) самосознание и самоназвание (этноним) «поморы», общность исторической территории (Поморье), общность культуры Поморья, общность языка (поморская «гов?ря»), этнический (национальный) характер, этническое религиозное мировоззрение (Поморская древлеправославная церковь), общность традиционной экономики и другие факторы.
  • Бытует ошибочное мнение о том, что поморы кроме рыбной ловли и зверобойного промысла ничем больше не занимались, отсюда, якобы, и их самоназвание «поморы». Северные земли были в числе тех немногих районов Руси, где добывалась соль. Так, Соловецкий монастырь имел около 50 варниц, на которых работало до 800 постоянных и около 300 временных наемных работников. Солевары Двинской земли и Вологодского края давали до 800–1000 пудов соли в год и более двухсот лет снабжали этим продуктом многие районы Московского государства.

    Одним из самых старинных промыслов Поморья было смолокурение. Смола употреблялась для смазки обуви, лыж, колес, в судостроении, канатном производстве, кожевенном деле. К ее качеству предъявлялись высокие требования.

    Немаловажную роль в экономике Заволочья играл промысел слюды, который особенно интенсивно развивался в XV веке. Слюда использовалась для окон и фонарей. В связи с ростом числа церквей и монастырей возросла потребность в выносных фонарях, использующихся во время крестного хода. Слюда также шла на оформление карет царей и богатых вельмож. Русская слюда считалась лучшей в мире и была известна в Западной Европе и Азии под названием «мусковита».

    Широкий размах приобрел в Поморье и такой необычный промысел, как ловля жемчуга. Жемчужные раковины добывали в устьях небольших речек: Солзе и Сюзьме на Летнем берегу, Варзуге и Поное на Терском берегу, а также в районе Колеч. Из добытого жемчуга местные судные целовальники отбирали десятое, самое лучшее, зерно «на великого государя». Этот «государев» жемчуг отсылали в Колу, а оттуда в Москву. А из Варзуги жемчуг шел в патриаршую казну. В Поморье возникла, а отсюда распространилась и по всей Руси, во всех слоях общества необычная любовь к жемчугу. Им густо осыпали платья и кафтаны, головные уборы и обувь.

    Кокошник, XIX век. Галун, хлопчатобумажная ткань, перламутр, золотые нити, металлические блестки.

    Поморье изобильно снабжало внутренние области государства продуктами своей местной промышленности, среди которых наиболее важное место принадлежало рыбе (особенно семге), соли, салу и кожам морских зверей и мехам; в Поморье сосредотачивалась почти вся внешняя торговля государства; Поморье служило главным соединительным звеном между европейской Россией и Сибирью в торговом отношении. С незапамятных времен основным занятием населения Поморского Севера были звериные и рыболовные промыслы. На взморьях и по берегам рек — всюду были разбросаны рыбные тони, с которых кормилась большая часть населения этого обширного края. Каждая семужья яма, каждое промысловое становище — «скея» или зверобойный участок имели своих коренных хозяев, которые могли продавать свои владения, закладывать их целиком или паями, сдавать в аренду и завещать своим потомкам или монастырям.
  • ЩЕПНАЯ ПТИЦА СЧАСТЬЯ

    Издавна птица считается связующим звеном между землей и небом, человеческим и божественным. Птицу называют еще проводником души.

    В языческой мифологии фигурирует «утица». По легенде утка достала землю со дна первородного океана, помогла создать земную твердь.

    Летящая птица напоминает солнце — языческий символ животворящего начала. Христианская мифология утверждает, что символ Святого Духа — голубь. Голубь явился Деве Марии в Благовещение, голубь — Святой Дух спускается с небес во время крещения Христа.

    Поэтому щепная деревянная птица, которую стали делать на Руси еще более трехсот лет назад приобрела очертания голубя.

    Щепная птица, вероятно, стала побочным промыслом кораблестроения. На ее изготовление идет корабельная сосна, причем только комлевая ее часть (три метра от земли, где нет веток). Архангельск и Воронеж оспаривают первенство «колыбели» русского флота. Однако именно в Архангельске сошел со стапелей первый корабль «Святой Павел». Он на шесть лет опередил первый воронежский корабль «Божье провидение». Хотя разница по времени небольшая, но, по всей видимости, рачительный Петр I решил не тратиться на обучение воронежцев в Голландии и переселил к ним, в район Шипова леса, мастеров из Архангельска. Они уже успели пройти Амстердамскую школу. Первое, что делали переселенцы на новом месте — вешали в избе оберег — птицу счастья. Они-то и научили местных жителей секретам изготовления чудо-птиц.

    Считается, что эта птица приносит счастье. Когда-то ее, как фамильный тотем-оберег подвешивали в переднем, красном углу деревянной горницы, где стоял обеденный стол. По вечерам на него ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.

    Церковь также благосклонно относится к деревянной птице. Ее вешают в храмах над «вратами рая»: ведь само тело птицы напоминает крест — библейский символ. Из одного бруска вырезают туловище и голову, из другого — крылья.

    Самая ответственная операция — расщепление брусков на тонкие пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб крыльев и хвоста задает сама структура дерева. Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем оно приобретает красивый бронзовый цвет. Мифическая птица хорошо вписывается в любой интерьер. Расположение вблизи источника света придает её полету дополнительное очарование: лучи проходят сквозь тончайшие перья, образуя причудливые тени.

    Сейчас птицу изготовляют из сосновой щепы. Животворная энергетика чистого соснового дерева, тепло рук мастера и хорошее настроение обязательно передадутся людям, в чьих домах поселится эта птица.

    Теперь не надо пытаться ловить свою птицу счастья — достаточно ее взять у мастера, принести в дом и приручить.

    БЕРЕСТЯНЫЕ ТУЕСА

    Изделия из бересты известны с давних времён. Поделка таких изделий считается одним из самых древних ремёсел и является исконно русским промыслом. Береста — наружная часть коры берёзы, состоящая из легко отделяемых друг от друга тонких, полупрозрачных, гладких, белых, желтоватых и красноватых слоев. Береста обладает рядом свойств, позволяющих найти этому материалу самое широкое применение: пластичностью, малым удельным весом, бактерицидностью, гигроскопичностью, гидро- и термоизоляционностью, а главное — доступностью и простотой обработки. Бересту использовали в строительстве для защиты от холода, гнилей и сырости. Берестой обшивали лодки, делали из неё поплавки и другие рыбацкие принадлежности. Из бересты изготовляли обувь, посуду, игрушки и многое другое. Из сухой перегонной бересты до сих пор добывают дёготь. Берестяные грамоты, дошедшие до нас, являются древнейшими памятниками славянской культуры. Искусство художественной обработки бересты достигло высокого уровня на русском Севере.
    Туес — традиционная на Севере посудина цилиндрической формы, сделанная из коры берёзового дерева — бересты. Две — три прослойки бересты спасают от нагревания любой хранящийся в ней продукт: грибы, ягоды, рыбу. Когда-то в туесах носили на сенокос квас или молоко, они оставались прохладными даже в сильную жару. В туесах грибы солили и капусту квасили. Ходили за водой, клюкву, морошку хранили, а также мёд и сметану. Посуда прочная, стерильная — ничего в ней не гниёт, не киснет и не преет. Самые старые из туесов — те, которым полвека и больше, — отливают изяществом и красотой слоновой кости.

    ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ

    Более 400 лет живет уникальное искусство холмогорской резьбы по кости, первые архивные сведения о котором относятся еще к XVII веку. Наибольшего расцвета холмогорская резьба по кости достигла в эпоху царствования Петра I. Именно в то время были выполнены те уникальные работы, которые и по сей день служат образцами художественного оформления и технического исполнения для современных косторезов. В XVIII веке начался расцвет косторезного производства. Имя Федота Ивановича Шубина знаменитого русского скульптора, приехавшего в 1759 году в Петербург, становится известным кругу влиятельных лиц благодаря резьбе по кости и перламутру. Начатый Шубиным определенный этап в развитии косторезного искусства завершил Осип Христофорович Дудин, образованнейший человек, редкостный любитель книг. У Дудина не раз покупали резные костяные шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича. Для резной кости XIX–XX веков характерна механика сквозной резьбы. В этой технике выполнены чудесные бытовые вещи, представленные в экспозиции музея, в том числе блюдо, поднесенное великому князю Владимиру Александровичу при посещении Холмогор в 1885 году, выполненное Михаилом Михайловичем Бобрецовым. В первой половине прошлого столетия северными мастерами была освоена техника гравюры на кости. Наиболее известными художниками этого периода являются Н.Д. Буторин, В.А. Просвирнин, В.Т. Ватлин. Характерной чертой 90-х годов XX века является рост индивидуального начала в творчестве мастеров. Ведущими косторезами сейчас являются Г.Ф. Осипов, В.Н. Хабаров, работы которых экспонируются во многих музеях России и Зарубежья. В с. Ломоносово на фабрике художественной резьбы по кости сейчас изготовляют и массовые изделия на продажу, и уникальные тематические вещи из моржовой, мамонтовой и простой говяжьей кости-цевки. Промысел не стареет, он молод и поисками новых путей в искусстве, и постоянным притоком молодых творческих сил.

    НАРОДНАЯ ИГРУШКА ИЗ ГЛИНЫ

    Каргопольская игрушка

    На русском Севере, неподалеку от небольшого города Каргополя, в почти опустевшей деревушке Гринево жила мастерица-игрушница Ульяна Бабкина. Пустела деревня Гринево, не осталось в ней игрушечников, и вовсе погиб бы промысел, если бы Ульяна Бабкина не продолжала лепить с прежним упорством свои игрушки. Охотно учила бабка Ульяна своему мастерству всех, кто только хотел, и успела приготовить себе смену. Умельцы расселились по соседним деревням и в самом Каргополе. Благодаря им и живет народная каргопольская игрушка.
    Для лепки берут красную глину. Фигурки лепят немного грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком, короткие ноги. Животных мастера очеловечивают — они заняты тем же делом, что и люди: медведи, козлы и бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду, курят. Изделия просушивали, а через несколько недель обжигали, потом белили. Роспись довольно проста: полоски, штрихи, ромбы, крапинки. Набор красок: голубой, кирпично-красный, зеленый, черный, охристый. Иногда добавляются золотые и серебряные краски.

    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ

    Пермогорская роспись

    Включает работы мастеров из деревень Черепаново, Большой Березник и Грединская, они находятся в четырех километрах от пристани Пермогорье. Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающий древний цветок крина. Среди них кустики из округленных листьев, сирины, нарядные сказочные птицы. В народных росписях Пермогорья XIX века в растительный узор обычно почти на всех предметах быта вписывались разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни. В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный основной цвет узора. Желтый и зеленый цвета фона являются как бы дополнительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером свободно, бегло и всегда мастеровито. Сначала на белый грунт, как на бумагу, наносится пером черный контур, потом его заполняли цветом.

    Круг бытовых предметов, которые расписывались, был очень велик — в большом количестве украшали деревянную и берестяную посуду, росписью покрывали многие крупные предметы — колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Но больше всего расписывались прялки. Для каждой крестьянки прялка, с которой она не расставалась всю жизнь, была не только необходима в быту, но с ней связывались лучшие воспоминания молодости, с прялкой всегда был связан свадебный обряд.

    Борецкие росписи

    Роспись сверкала белизной фона, на которой горел ярко красный цвет растительного узора. Сусальное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придает им большую праздничность и нарядность. Композиция лопасти прялки как бы делилась на три части. Вверху нарисованы золотые окна с цветами, в центре сказочный куст с птицами, а внизу размещалась сцена катания.

    Ракульская роспись

    Она совершенно не похожа на пермогорскую и борецкую. В росписи основную роль играет золотисто-охристый и черный цвета, а сопутствуют им чаще всего глубокий зеленый и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном состоит из декоративных листьев. Черным цветом исполнен не только контур, но и многие детали-усики, завитки и прожилки. Покрывая яркой нарядной росписью обычные предметы быта, народные художники превращали их в произведения искусства, которые до сих пор приносят нам радость.

    Мезенская роспись

    Мезенская роспись отличается от других видов росписи. В ней ярко проявляются архаичные представления о мире древних людей. Рисунки имеют глубокие корни. Найдены наскальные изображения на берегах Белого моря и Онежского озера, которые перекликаются с рисунками в Мезенской росписи. Еще одной особенностью является то, что роспись выполнялась исключительно мужчинами. В конце XIX века в селе Палощелье на берегу реки Мезень развился промысел. Расписывались различные бытовые предметы: туески, лукошки, короба, но особую известность приобрели прялки.

    Роспись отличает скупость цветовой гаммы: красный сурик и черная сажа. Рисунок наносили пятнами и полосками, а затем обводили по контору черным цветом. Готовое изделие покрывали олифой, и оно приобретало золотистый цвет. Несмотря на кажущую простоту, роспись чрезвычайно интересная. Геометрические ряды, отображающие древние символы земли, солнца, воды, сочетаются со знаками коней, оленей, птиц. Сочетание всех знаков является древним способом письма. Изображаемые семена, шишки, плоды, заключенные в древние ромбические фигуры, — символы плодородия. Эти знаки присущи многим народам мира. Круговые и крестообразные знаки — символы огня, древние обереги. Птицы и животные имеют дополнительные значения в бытовой магии. Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником громовика Ильи-пророка (древний аграрно-охотничий культ). Конь дополнительно несет солнечное значение. По верованию древних он возносит Солнце на небо каждое утро. Образ птицы в фольклоре имеет особое значение. Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка. Утка особая птица — она уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей. Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство.