Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»
Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»
163000
Россия
Северо-Западный регион
Архангельск
ул. Свободы, д. 8
8182214050 , 214082
+7(960)006–57–76
pomorland@mail.ru
Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»

Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»

Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»

Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»

Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»

Каргопольская глина, самый маленький звонарь и расписной колокольчик

01 февраля
242

17 января в Каргополе открылся юбилейный, пятнадцатый фестиваль колокольной музыки «Хрустальные звоны». Это достаточно громкое во всех отношениях событие и стало поводом для моего путешествия в город. Как образцовый турист, первым делом я отправился в туристско-информационный центр «Каргополь», расположенный в одном здании с центром ремёсел «Берегиня», где ещё до официального открытия фестиваля был запланирован мастер-класс по росписи глиняных колокольчиков.


Центр ремёсел «Берегиня» расположен практически в центре города. Хотя, о чём это я… — для жителей мегаполисов в Каргополе абсолютно всё находится в центре! Сложно даже представить, куда бы вам приспичило отправиться, чтобы путь пешком занял больше 15-20 минут. Кажется, поэтому здесь никто никуда и не торопится, и эта приятная неспешность Каргополя мгновенно настраивает на лиричный, созерцательный лад.


«Берегиню» найти несложно. Разумеется, вся информация есть на нашем сайте. К тому же, любой поисковик выдаст адрес Архангельская 5 и ссылку на группу в соцсети, а на улицах Каргополя размещены специальные указатели и баннеры. 


Центр ремёсел занимает дом купца А.А. Вешнякова, самый первый каменный жилой дом Каргополя, построенный в конце XVIII века. У входа встречают Полкан и Берегиня, а сразу за порогом, в сувенирной лавке — широчайший выбор знаменитой каргопольской игрушки. Медведи, кони, мужики с гармонью, бабы с прялками и без, пешком, верхом и на тройке, копии каргопольских храмов, самые разные птицы-свистульки, маленькие, большие и огромные — глаза разбегаются!


Пока пристраиваю свои «лишние» вещи у коллег в туристско-информационном центре «Каргополь», в дверь периодически заглядывают с вопросами туристы и посетители мастер-классов. Занятия в «Берегине» пользуются популярностью. Здесь лепят глиняные игрушки, занимаются росписью, ткут, делают тряпичных кукол, плетут из бересты и пекут.


В доме Вешнякова целых две настоящих русских печи! Это позволяет проводить умопомрачительное количество самых разнообразных мастер-классов по выпечке. Для меня, фаната каргопольских и поонежских пирожков и калиток, это серьёзное искушение. Так и представляю, как позвякивая отодвигается почерневшая от сажи металлическая заслонка, и на деревянной лопате из жаркой печи выезжает противень с ароматными ягодными калитками!


Но на этот раз в печи — не русской, а для обжига — были заготовлены глиняные колокольчики, давно уже ставшие фирменным сувениром фестиваля колокольных звонов. Часть из них теснится шершавыми боками в коробке, а другие уже покрыты ярко-голубым или золотистым фоном и готовы для росписи.


На столе — краски, вода в глиняных крынках, целые вязанки кисточек и образцы росписи на все случаи жизни. Мастер Надежда Евгеньевна Пригодина показывает элементы орнаментов, примеры сюжетов — и работа начинается. Кто-то выбирает традиционный каргопольский орнамент, другие импровизируют. Надежда Евгеньевна подсказывает как лучше наносить краски, помогает подправить контуры и подбадривает участников мастер-класса. За работой начинается разговор о ремёслах и традициях.


Например, задумывались ли вы, где и как заготавливают глину для знаменитой каргопольской игрушки? Часть территории к западу от Каргополя называется Каргопольской сушей или сушью — плоская и практически безводная равнина, где в полях часто встречаются каменные валуны. Всё это затрудняло здесь занятие сельским хозяйством, зато развивался гончарный промысел.


Глиняная игрушка стала для мастеров способом отвлечься от рутинной работы, позабавить себя и детей. В направлении Каргопольской суши находится памятное место Бабкина поляна, посвящённое Ульяне Бабкиной — мастерице, ставшей одной из тех, благодаря кому глиняная игрушка сохранилась и со временем превратилась в яркий расписной сувенир.


Те, кто бывал в Красной ЛягеЛядинах или Каргопольском секторе Кенозерского парка весной-летом-осенью, наверняка отметили сомнительный участок грунтовки в этом направлении. Забыть такое сложно — в межсезонье здесь образуется невероятное глиняное месиво, порой сложно проходимое для легковушек. Это как раз и есть знаменитая каргопольская глина, по цвету которой жители деревни Морщихинской в Кенозерье безошибочно определяют, с какой стороны прибыл гость.


Именно в сторону Каргопольской суши сотрудники центра «Берегиня» каждый год выезжают заготавливать глину. Происходит это обычно в конце августа, начале сентября — потому что уже нет насекомых, и за лето из грунта ушла лишняя влага. Сначала снимается дёрн. Под ним идёт слой глины с песком, которую используют для печей. Ещё ниже начинается слой чистой глины шоколадно-коричневого цвета. Заготавливают материал на год вперёд — требуется около двух тонн, которые вручную лопатами закидывают в кузов грузовика.


Впоследствии руки мастеров превращают глину в гончарные изделия и игрушки. Кроме изготовления традиционных персонажей мастера центра «Берегиня» выполняют на заказ фигурки с портретным сходством. Например, приходилось лепить и расписывать дорожных рабочих в оранжевых жилетах, воспитателей детского сада, хоккеистов и депутатов государственной думы. На выставке в «Берегине» демонстрируются даже глиняные прообразы семнадцати каменных храмов, существовавших в Каргополе на начало ХХ века.


Тем временем, мастер-класс и разговоры шли своим чередом. Кто-то рисовал контур Христорождественского собора, кто-то ангелов и орнаменты. Один мальчуган поместил на свой колокольчик ангела, раскидистую ель и огромную красную вишню, а его старший брат Назар в это время активно выяснял у мастерицы, какой традиционный орнамент для чего используется, и рассказывал, что учится работать на гончарном круге. Оказалось, что Назар ещё и звонарь — самый младший участник фестиваля «Хрустальные звоны 2019»!


Назар приехал в Каргополь с мамой и младшим братом из Самары. Ему только десять лет и четыре из них он занимается в школе звонарей, участвует в фестивалях колокольных звонов по всей стране. Когда семья Назара получила приглашение на «Хрустальные звоны», они сразу же согласились, а уже после стали искать на карте, где находится Каргополь.


На Русский Север самарцы приехали впервые, поэтому погорячившись взяли билеты на самолёт через Москву до Архангельска, откуда добирались в Каргополь на автобусе, преодолев таким образом почти три тысячи километров. Однако, несмотря на дальнюю дорогу, гости были полны энтузиазма принять участие во всех мероприятиях фестиваля. Назар уже поднимался репетировать на колокольню на Соборной площади Каргополя, а сразу после мастер-класса готовился принять участие в торжественном открытии фестиваля «Хрустальные звоны».


Наконец, колокольчики были расписаны, краска подсохла, и участники мастер-класса уже начали делать селфи. Оставалось лишь подвесить на шерстяной шнурок язычок, чтобы колокольчики заговорили.


Между прочим, расписной глиняный колокольчик — не традиционный сувенир. Он был придуман специально для фестиваля «Хрустальные звоны». Но именно с малого начинается традиция. Фестиваль больших колоколов — со звона глиняных колокольчиков, а из маленьких звонарей вырастают большие мастера.


Николай Выморков

Туристско-информационный центр Архангельской области