Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»
Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»
163000
Россия
Северо-Западный регион
Архангельск
ул. Свободы, д. 8
8182214050 , 214082
+7(960)006–57–76
pomorland@mail.ru
Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»

Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»

Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»

Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»

Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»

Хрустальные звоны Каргополя. Кроме звонов

08 февраля
225

Зимний фестиваль колокольной музыки «Хрустальные звоны» неотделим от Каргополя и его удивительной атмосферы. Старинный город одновременно хозяин, главный участник и сцена фестиваля. Сегодня поговорим о том, что предлагают «Хрустальные звоны» и Каргополь своим зрителям и гостям.


В предыдущие разы речь шла о том, как добраться до Каргополя, о главных действующих лицах фестиваля — звонарях и центральных событиях «Хрустальных звонов», а также немного о каргопольской глине и сувенирах из неё


Все описываемые до сих пор события происходили, преимущественно, «долгими зимними вечерами» и даже ночью, поэтому на фото почти везде царит темнота. Однако же, зима на севере для меня ассоциируется больше с морозной бодростью и белоснежными просторами. Так что сегодня, рассказывая о дневной программе «Хрустальных звонов» и зимнем Каргополе, постараюсь сделать визуальный ряд посветлее.


Очарованный Каргополем

Почти все три дня «Хрустальных звонов» мела непроглядная метель. Поэтому никак нельзя было упустить момент, когда утром в пятницу возник быстротечный намёк на солнце. Скорее на Онегу, бегом на лёд — смотреть и ощущать вот это вот всё:

 

«Приезжая в Каргополь, погружаешься в тихое очарование этого небольшого северного городка. Он как-то сразу, просто, но прочно входит в душу. Приятен его скромный, но такой понятный русский облик: широкая, полноводная река, по берегу которой живописной массой деревянных домиков раскинулся город, и возвышающиеся над всеми его строениями белые стены и купола старинных зданий — они свидетели давней и славной истории города, его каменная летопись».

 

Это несколько изменённая цитата из шикарного карманного путеводителя по Каргополью 1974 года издания, автор Генрих Павлович Гунн. Читается почти как художественная книга — рекомендую. Кое-что из описанного тогда сейчас, увы, уже безвозвратно ушло, но Каргополь всё столь же очарователен.


Белокаменные храмы

Когда-то каменных храмов в Каргополе было в разы больше, но сегодня едва ли наберётся десяток. В трёх из них размещены экспозиции Каргопольского историко-архитектурного музея. В самом центре города на Соборной площади находятся Введенская церковь (XIX в.) — историческая экспозиция; и Христорождественский собор (XVI в.), «символ богатства и величия славного торгового города», в котором можно познакомиться с древнерусским искусством Каргополья. Здесь же возвышается относящаяся к музею Соборная колокольня и церковь Иоанна Предтечи (XVIII в.), находящаяся в распоряжении епархии.


  

Примерно в пятнадцати минутах ходьбы от Соборной площади на юге Каргополя стоит церковь Зосимы и Савватия на Горке (XIX в.), здание которой используется музеем как концертно-выставочный зал. А примерно по середине этого маршрута расположен ещё один ансамбль каменных храмов: Благовещенская церковь (XVII в.), каменное узорочье которой И.Э. Грабарь сравнивал с отделкой дворцов флорентийского Возрождения, Никольская церковь (XVIII в.) и изящная церковь Рождества Богородицы (XVII в.) – единственный приход Каргополья, который практически не закрывался даже в советское время.


  

На север от Соборной площади находится торжественная Троицкая церковь (конец XVIII в.) с объемным куполом и Воскресенская церковь (XVII в.), построенная в стиле русской церковной архитектуры XV века, и сейчас, увы, находящаяся в аварийном состоянии.

 

Обойти и посмотреть все девять храмов — прогулка на час-два. Но это удовольствие можно и растянуть в зависимости от ваших предпочтений. Я начал с Соборной площади, потому что в мои утренние планы входила экскурсия по исторической экспозиции каргопольского музея.


Каргопольский музей

На экскурсию «Каргополье с древнейших времён» собрались, главным образом, участники «Хрустальных звонов». Гостей города познакомили с историей освоения Севера новгородцами, рассказали о каргопольском остроге, от которого сейчас остался только вал — район Валушки, о быте горожан в XIX веке и об этнографических коллекциях Капитона Григорьевича Колпакова, положивших начало каргопольскому музею, которому в 2019 году исполняется сто лет.

 

Одной из самых впечатляющих историй, рассказанных экспонатами, является биография Александра Андреевича Баранова — предпринимателя и исследователя, ставшего в XVIII веке первым правителем русских земель в Северной Америке, и почти три десятилетия весьма эффективно представлявшего там интересы России.

 

Именно по распоряжению Александра Баранова в начале XIX века на территории современной Калифорнии была основана крепость Форт-Росс. Жизнь знаменитого выходца из Каргополя была полна путешествий и приключений, морских походов, сражений с индейцами, и завершилась не менее романтично — погребением в Индийском океане близ острова Ява.

 

В коллекции музея Каргополя представлены разнообразные предметы городского быта XIX века, работы холмогорских косторезов, церковная утварь, деревянная скульптура и иконы. Один из любопытных экспонатов — макет Соборной колокольни, выполненный в XVIII веке для её строительства.


Болван, полено и кадриль восьмёра

От макета к оригиналу Соборной колокольни я поспешил сразу же после экскурсии. Здесь сотрудниками музея была подготовлена развлекательная программа «Зимние забавы» для детей. Не скажу, чтобы я особенно позабавился, но дети из детских садов веселились во всю — кружились, хлопали в ладоши и танцевали, схватив друг друга за руки, ноги и даже носы.

 

Однако, играли и танцевали в этот день не только дети. Ближе к вечеру в Музейно-выставочном центре прошла фольклорная программа «Печки-лавочки» с гаданиями и мастер-классом по каргопольской кадрили. Признаюсь, меня смущают подобные названия, но весь скепсис улетучился, как только я пересёк порог гостеприимного выставочного центра.


  

Во-первых, участников, вопреки моим опасениям, оказалось довольно много. Не битком, но в самый раз, чтобы было не тесно и весело. После рассказа о каргопольских традициях и святочных гаданиях начались игры — в «болвана», который не успевает найти себе пару, в «пирог», который нужно успеть перетащить со стула в свою команду, тут же на скорость накручивали нить на веретено и гадали на женихов по форме выбранного вслепую полена. Гости охотно участвовали во всех затеях, а после разбились на пары для мастер-класса по кадрили.


  

Кадриль появилась в России в петровские времена и быстро стала популярной на торговых ярмарках. Каргопольскую кадриль танцевали, например, в Лядинах или Ошевенске широко — «во всю дорогу». Фигуры танца бывают попроще и посложнее, поспокойней, позадористей и даже с матюгами. У каждой из них своё название — например, «на лужке» или «звёздочка». Если участников много, каждая фигура может занимать минут по сорок, пока все танцоры не пройдут полный круг, чтобы вернуться к своему партнёру. С матюгами и широко в этот вечер не плясали. «Чтобы не разнести зал», взяли фигуры попроще, но веселились от души и стар, и млад.


Светилен — утреня под вечер

Есть ли в вашем городе хор духовного пения? В Каргополе — есть. Название хора «Светилен» означает песнопение-концерт, исполняемое на утрени, в котором пелось о дарованном Господом свете. Концерт хора в церкви Зосимы и Савватия на Горке завершал фестивальные мероприятия дня.

 

Если в случае с кадрилью мне пришлось бороться со скепсисом, то здесь, вы не поверите… — с ленью! Расслабляющая миниатюрность Каргополя быстро приучила воспринимать «большими» любые переходы продолжительнее пяти минут прогулочным шагом. К счастью, борьба завершилась в мою пользу — и спустя какие-то четверть часа я уже был на другом конце города.

 

Церковь Зосимы и Савватия смотрится довольно торжественно как снаружи, так и внутри, где на входе в концертно-выставочный зал представлена интереснейшая экспозиция каргопольских икон. Репертуар хора «Светилен» — от русской духовной и светской классики, европейской музыки XVIII-XX веков до русских народных песен и произведений современных авторов.


  

Зал был полон. Публика постарше слушала внимательно, порой повторяя губами знакомые слова. Прямо передо мной сидели молодые румяные парни, которые то засыпали, теряя волю, то прыскали в кулак и ошарашенно переглядывались. В общем, реагировали все. В меру своего воспитания и житейского опыта. 


Хор «Светилен» — коллектив харизматичный, и концерт стал отличным подарком для гостей фестиваля. Кстати, в хоре поёт каргопольский звонарь Антон Крехалев, один из участников «Хрустальных звонов».


 

Николай Выморков,

Туристско-информационный центр Архангельской области