Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»
Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»
163000
Россия
Северо-Западный регион
Архангельск
ул. Свободы, д. 8
8182214050 , 214082
+7(960)006–57–76
pomorland@mail.ru
Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»

Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»

Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»

Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»

Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»

Хрустальные звоны Каргополя. Тридцать звонарей и одна колокольня

06 февраля
250

Зимний фестиваль колокольного искусства «Хрустальные звоны» — единственный в своём роде — прошёл в Каргополе в январе 2019 года уже в пятнадцатый раз! Тридцать звонарей со всей страны и из Минска, два дня практически неумолкаемых колокольных звонов и ледяная зима Русского Севера. В этот раз мы расскажем вам о фестивале гораздо больше, чем обычно могут увидеть его зрители.


Фирменный рецепт «Хрустальных звонов» по-каргапольски

Всем, кто хотя бы раз в жизни бывал на фестивалях (любых), знакомо чувство, когда череда событий закручивает в феерическом потоке от одной удивительной случайности к другой. Так было и здесь. Всю неблизкую дорогу до Каргополя меня сопровождала интрига — какие они, звонари, и удастся ли пообщаться с ними поближе? Не знаю, как у вас, а среди моих знакомых звонарей до сих пор не случалось. Теперь их аж три десятка! Причём, с самым младшим участником «Хрустальных звонов 2019», Назаром из Самары, посчастливилось встретиться ещё до открытия фестиваля.


 

Вообще, пятнадцать лет для фестиваля — очень большой возраст. Если за все эти годы в его структуре мало что меняется, то либо он чертовски хорош, либо наоборот. Рецепт «Хрустальных звонов» в Каргополе остаётся практически неизменным вот уже полтора десятилетия — величавые силуэты белокаменных храмов и красавицы-колокольни, запах вкуснейшей домашней выпечки и яркие краски глиняной игрушки, блеск затейливых ледяных фигур, крещенская купель на реке Онеге и колокольные звоны, льющиеся над городом и заснеженными окрестностями. И это работает!

 

«Хрустальные звоны» начинаются за несколько дней до Крещенского Сочельника конкурсом ледяных фигур, итоги которого подводятся в день официального открытия фестиваля. Программу двух основных дней составляют мастер-классы по самым разным ремёслам, активные развлечения для детей и взрослых, экскурсии, специально подготовленные выставки и концерты. Кульминация «Хрустальных звонов» — большой концерт колокольной музыки в Крещенскую ночь. Всё это происходит среди великолепного «белокаменного узорочья» старинного Каргополя. Красиво? Ещё как!


 

Открытие пятнадцатых «Хрустальных звонов» прошло динамично, хотя и не отличалось особой оригинальностью. Линия освещённых цветными фонарями ледяных фигур, небольшая сцена с передвижной звонницей на Соборной площади, танец от насквозь промёрзших девчонок (почему они всегда выгоняют их зимой на сцену в летних костюмах?!), протокольное приветственное слово, вручение дипломов участникам, их ответное слово, и финал с песней о любви к родному краю и большим (на самом деле — нет) фейерверком.

 

Самой яркой частью открытия стало представление участников фестиваля — тридцать звонарей, десяток различных школ! На небольшой передвижной звоннице со сцены звучали звоны Москвы, Петрозаводска, Самары, Череповца, Суздаля, Минска, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Вельска, Архангельска и Каргополя! Зрителей было не так, чтобы много, но прилично. Несмотря на непрекращающуюся метель прогуливались по Соборной площади, разглядывали мерцающие ледяные фигуры, слушали и аплодировали.


 

Звонари «хулиганят»

Дальше всё происходило как в игре в мафию — «добропорядочные граждане засыпают, и посыпаются…» звонари! Зрители разошлись греться по домам, а участники «Хрустальных звонов» собрались в зале Музейно-выставочного центра на «закрытую вечеринку». Впрочем, не такую и закрытую. Мне легко удалось затесаться в честную компанию, получить пригоршню леденцов на входе с инструкцией «не съедать!», и пройти в зал, где кто-то сразу приветственно замахал из-за столика «сюда давай!»

 

В большой и тёплой компании, за чаем с кулебяками и ягодными пирогами, хозяева-организаторы из каргопольского музея предлагали угадывать город по подборке любопытной информации о нём. Затем представители этого города рассказывали о себе столько фактов, сколько они взяли леденцов на входе. Кто-то обошёлся тремя конфетами, другим же, прихватившим целую горсть, приходилось «отчитываться» по полной. Рассказывали, как и почему стали звонарями, о своих увлечениях и всяких казусах, задавали друг другу серьёзные и забавные вопросы: какую суперспособность хотели бы иметь, хулиганят ли когда звонят… Хулиганят — и ещё как!


 

Многие стали звонарями буквально по воле случая, когда оказывалось, что колокольня есть, а звонить некому. Кто-то учился по роликам на Ютьюбе, а кто-то — в специальной школе. Одни звонят уже не первый десяток лет, другие только начинают осваивать эту профессию. Говорят, что проще всего выучится на звонаря барабанщикам и пианистам, потому что им легче дается координация рук-ног и ритм.

 

В «обычной жизни» звонари работают врачами, педагогами, научными и музейными сотрудниками, кузнецами и печниками. Некоторые из них уже сбились со счета, сколько раз бывали на «Хрустальных звонах», а другие приехали на фестиваль впервые, и для них Каргополь стал самой северной точкой, где они когда-либо бывали. В общем, поговорить было о чём!

 

Встреча в музее завершилась, но вечер продолжился ещё более «тайной» вечеринкой. За домашней дегустацией каргопольского иван-чая и разговорами обо всем на свете пели колядки и песни от Цоя до Леонарда Коэна, звучали инструменты от гитары и гусель до… колохорда — инструмента из металлических водопроводных труб, за простой идеей которого стоит любопытная философия и целая система расчётов его создателя, каргопольского звонаря Сергея Власова. Во главу угла здесь ставится характер инструмента и особое благозвучие. Пожалуй, именно характер звонаря и, как бы это ни было удивительно, самих колоколов, определяют, каким выйдет колокольный звон.


 

Смотреть со своей колокольни

Откуда пошло выражение «смотреть со своей колокольни»? Чем же колокольни так не похожи друг на друга? Это мне прекрасно объяснили архангельские звонари из Международного центра колокольного искусства. Ребята занимаются подбором и установкой колоколов по всей стране. Процесс очень увлекательный!

 

Оказывается, комплект колоколов составляется отнюдь не по нотам. Чаще всего изначально уже бывает колокол-другой из старого набора. Остальные подбираются именно под них — так, чтобы добиться благозвучия. Причём, в России ценятся такие качества колокола, что за границей его, скорее всего, забраковали бы. В нашей стране существует лишь несколько фабрик-мастерских, где отливают подходящие колокола. Но даже там мастерам приходится отслушать множество отдельных колоколов, прежде чем удастся собрать гармонично звучащий комплект.


 

Вот и выходит, что каждый набор колоколов обладает присущими только ему оттенками и характером звука, и звонарь приноравливается к особенностям «своей» колокольни. Эти различия могут быть настолько существенными, что один и тот же звон, исполняемый одним звонарем, прозвучит на разных колокольнях очень по-разному. 


Количество колоколов и их сочетание может быть различным. Но крайне важно их созвучие между собой. Как заметил архангельский звонарь Виктор Савицкий: «Хороший набор позволяет «отвести звонарскую душу», прозвонить что-то праздничное, когда звонишь — и тебе нравится. При этом понимаешь, что и другим тоже нравится».

 

Тем не менее, определенная логика в наборах колоколов соблюдается. Колокола измеряются по весу. Самые маленькие —  зазвонные. Они развешиваются ближе всего к звонарю, под правую руку. Трёх вполне достаточно. Больше — роскошь. Затем идут колокола покрупнее — средние. На них играют левой рукой. И, наконец,  большие колокола, самый крупный из которых называется благовест. Им обычно управляют педалью.


 

Колокольный звон сам по себе — это уже молитва. Она начинается задолго до богослужения и слышна на многие версты от храма. Не даром существует русская традиция снимать шапку при колокольном звоне. Но, как вы понимаете, звонарей и колокольню сложно представить отдельно от храма. Поэтому звоны определяются не только темпераментом звонаря, но и наставлениями настоятеля храма — как звонить, какой должен быть посыл и настроение.

 

Звонарь — профессия достаточно редкая. Это только в Свято-Троицком храме Архангельска, где обучают всех желающих, звонарей аж восемь основных и еще столько же в запасе. А есть храмы, где звонить совсем некому. Для таких ситуаций существует система «электронный звонарь». Компьютер записывает в память звоны, исполняемые настоящим звонарем. Если звонарь вдруг заболел, не отпустили с работы или ещё что-нибудь — он просто нажимает кнопку в мобильном приложении, и механическая система исполняет на настоящих колоколах звон так, будто его играет сам звонарь. 


Эта система вызвала у участников фестиваля не только интерес, но и вопросы «а не заменит ли она однажды настоящих звонарей». Нет, не заменит. Но в «защиту прогресса» звонарь архангельского Свято-Троицкого храма Виктор Савицкий, который как раз занимается монтажом таких систем, весомо заметил: «Механический колокольный звон перед службой — лучше, чем совсем никакого звона!»


 

Каргополь с Соборной колокольни

Подняться на колокольню Соборной площади обычно предлагают всем гостям Каргополя по большим праздникам — в летний праздник народных мастеров России или Баранье воскресенье в августе. Но крещенским вечером, во второй день «Хрустальных звонов 2019», она стала сценой колокольного концерта, а сцена — только для артистов. Ну и для всяких «просочившихся», вроде меня.

 

Соборная колокольня строилась в XVIII веке к приезду (несостоявшемуся) Екатерины II, поэтому сориентирована она не «по канону», а относительно улицы, по которой должен был следовать кортеж императрицы. Чтобы попасть на верхний ярус, нужно поклониться в узком дверном проёме, а затем плечом вперёд по винтовой лестнице подняться на… со счету сбился сколько ступенек.

 

С верхней площадки открывается хороший вид на город и Онегу. Но во время концерта, ближе к полуночи, среди январской метели что-либо разглядеть было совершенно невозможно. Тем более, что всё интересное происходило как раз на самой колокольне.

 

В центре площадки на Соборной колокольне установлен помост с четырьмя зазвонными колоколами. Со стороны, обращённой к Онеге развешены пять средних колоколов, тросы от которых привязаны к стойке на «центральном пульте управления». Слева от звонаря, со стороны Христорождественского собора, разместился большой колокол. За спиной, со стороны, обращённой к городу — управляемый педалью благовест.

 

Ночной концерт колокольной музыки длился больше двух часов. Но на каждого из 30 участников фестиваля пришлось всего около пяти минут времени. Внизу ведущий объявлял выступающих и города, которые они представляли. У каждой школы свои особенности, и звонари часто узнают друг друга уже по звону. Например, архангелогородцы подшучивали, что москвичи «гладят» колокола, а сами северяне любят звонить так, чтобы колокольня раскачивалась. Кстати, на морозе в колокола звонят «мягче» – чтобы не треснули.

 

Самое главное для звонаря на колокольне — чтобы было комфортно и тепло. Поэтому все участники поднимались звонить надёжно укутанные, и метель им была не страшна. Звонари и звоны сменяли друг друга один за другим — ритмичные, более плавные и почти спокойные, в две, три и четыре руки, с трелями и перезвонами, и, конечно же, такие, чтобы «колокольня качалась».


 

На колокольне было громко, жарко и радостно. Но внизу, на Соборной площади, всю первую половину концерта было практически пусто. Лишь несколько человек одиноко прогуливались мимо ярко подсвеченных ледовых фигур. Толпа собралась позже — когда прошёл крёстный ход и освящение воды. Осталось легкое ощущение, что колокольный концерт шёл сам по себе, а крёстный ход — отдельно. Возможно, за пятнадцать лет фестиваля для каргопольцев звоны стали уже чем-то привычно-обыденным.

 

Однако, любой фестиваль рассчитан не только на зрителей. Программа для участников и общение между ними — всегда очень важная составляющая событий. «Хрустальные звоны» в этом отношении были организованы замечательно. У звонарей было время узнать город, пообщаться с коллегами, послушать других и показать себя. Отзывы участников о Каргополе и, особенно, его колокольне были весьма лестными.

 

Искусство колокольных звонов — мощнейшая составляющая культуры и истории Русского Севера, и это прекрасно, что в Архангельской области, в старинном Каргополе, есть ежегодная возможность стать частью этой истории!

 

Николай Выморков,

Туристско-информационный центр Архангельской области