Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»
Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»
163000
Россия
Северо-Западный регион
Архангельск
ул. Свободы, д. 8
8182214050 , 214082
+7(960)006–57–76
pomorland@mail.ru
Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»

Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»

Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»

Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»

Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Туристско-информационный центр Архангельской области»

В музее "Малые Корелы" открылась выставка "Роза и лев"

24 июля 2014
553
На территории природно-ландшафтной экспозиции, в выставочном зале музея "Малые Корелы" работает выставка "Роза и лев", посвященная свободно-кистевым росписям Русского Севера. Ее автором является научный сотрудник музея Мария Мироненко.

Крестьянские росписи занимают особое место в составе коллекции музея "Малые Корелы" и охватывают большой круг предметов: от интерьерных росписей до разнообразных бытовых предметов. На выставке представлены образцы шенкурской, каргопольской и коневской росписей. Для первой характерен оранжевый, красный фон, встречается охристо-желтый, темно-синий, изумрудно-зеленый, основой рисунка являются три крупных цветка, которые наносятся один над другим. Особую известность, благодаря работе исследователей, получили росписи из так называемого "Алешкиного дома", который назван по имени главы семейства, занимавшегося росписью, Алексея Ивановича Петровского.

На крестьянские росписи Каргополья значительное влияние оказали выговские живописцы, которые после закрытия скита ходили по деревням, нанимались писать иконы, украшали росписями избы. Изображение на каргопольских прялках представляют собой выполненные в свободно-кистевой манере кусты пышных роз в вазонах. На выставке представлены не только прялки конца ХIХ – начала ХХ в., но и выполненные в 1920-1930-х гг. мастером Вакуриным из деревни Тихманьга. Его изделия – большие, массивные прялки, которые легко узнаются по характерному мотиву – изображениям матроса и барышни, вписанными в круг.

В особую группу выделяется "коневская" (по названию села Конево Плесецкого района) прялку, в основе росписи которой также цветочные мотивы. Отличительной особенностью прялок является резная рамка по периметру лопасти.

– На Севере были развиты два вида росписей: графические и свободно кистевые: если в основе первого вида лежит контур, заполненный цветом, то в основе второго – свободный живописный мазок. Название выставки не является случайным: дело в том, что сюжетами свободно-кистевых росписей зачастую являлись именно роза и лев. Почему лев? Этот образ, широко распространенный в народном искусстве, пришел к нам с Востока, а также через изображения на итальянских и византийских тканях, на различных предметах быта. В северных сказках лев является олицетворением мощи, силы и доброты, верным и преданным другом человека. Хотя как выглядит лев наши мастера, естественно, не знали, и поэтому изображали его в виде кота, доброй собаки или медведя. На расписной двери из коллекции нашего музея под изображением льва так и написано: "кот замор(ский)". Роза же была более привычна северянам – вспомните хотя бы северную розу – шиповник, – рассказала Мария Мироненко, автор выставки. 

А сколько же на предметах изображено львов и роз? Приходите и посчитайте на выставке "Роза и лев".

По информации пресс-службы музея "Малые Корелы"